- Главная
- СМИ о Фонде
- Как не стать жертвой лифта-убийцы
Как не стать жертвой лифта-убийцы
С каждым годом в стране растет количество несчастных случаев, связанных с авариями лифтов. Только за последние три произошло около 100 подобных несчастных случаев, в которых погибло более 40 человек. В России 433 000 лифтов, около 30% из них отработали свой нормативный срок.
В Самарской области 60% подъемников уже отработали норматив, а 45% отслужили по 10-15 лет свыше гарантийного срока. Лифтовое хозяйство давно нуждается в обновлении. Однако дело это настолько дорогостоящее, что в короткие сроки поставить новые подъемники во всех домах просто нереально. «ВК» разбиралась в проблеме и выясняла, кто виноват в сложившейся ситуации, когда все лифты в губернии станут безопасными, сколько на это нужно времени и денег, а также — куда обращаться, если на вашем лифте страшно ездить.
Механизмы стареют
О проблемах в сфере обслуживания и ремонта лифтов вспомнили после недавних громких трагедий в Москве. В декабре прошлого года на юго-западе столицы в лифте зажало коляску с грудным ребенком, оборвался трос, и кабина рухнула с малышом с высоты 12-го этажа. Лифт ремонтировали неделю назад. А в январе 2016-го в сравнительно новом доме ЖК «Алые паруса» у лифта провалилось дно, и женщина упала в шахту с высоты седьмого этажа. Одни эксперты предположили, что кабина зацепилась за межсекционные панели и перекосилась. Но кабина находится от панелей на расстоянии как минимум 20 см. Вскоре в Тольятти в шахту лифта с высоты 4-го этажа упали двое мужчин. К счастью, оба остались живы. ЧП произошло из-за несработавшей системы безопасности: двери лифта открылись на 4-м этаже, когда кабина была еще на первом.
Случаев, когда лифтовое оборудование дает сбой, с каждым годом все больше. В 2013 году в России было зафиксировано 28 несчастных случаев, 12 человек погибло. В 2014 году произошло 39 аварий, которые унесли жизни 14 человек. В 2015 году только за первый квартал 8 человек получили смертельные травмы.
В этом году планируется замена 6,7 тысячи лифтов по всей стране, а это всего лишь 7% от общего числа отработавших свой срок подъемников. По данным комиссии по лифтовому хозяйству общественного совета при министерстве строительства России, на октябрь 2015 года в Самарской области зарегистрировано 11906 лифтов, из них 7234 — старше 25 лет. К 2018 году количество подъемников, выработавших нормативный срок службы, возрастет до 8727 единиц.
Потерян контроль
Так кто же в ответе за беспорядок в лифтовом хозяйстве? По закону обязанность следить за надлежащим состоянием общего имущества (в том числе и лифта) в многоквартирном доме (МКД) возлагается на собственника жилья. Но поскольку обязанность обслуживать дома передана жителями либо управляющим компаниям, либо товариществам собственников жилья, то и спрашивать нужно с них. А те, в свою очередь, должны обращаться в специализированные организации, занимающиеся ремонтом и заменой лифтов, коих в регионе около 20. С ними УК или ТСЖ обязаны заключать договор на техническое обслуживание. Однако спецорганизации не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям, ведь ГОСТы носят лишь рекомендательный характер.
Председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты В.И. Часовских и замруководителя Средне-Волжского управления Ростехнадздора И.Н. Кузнецов рассказали «ВК», что с 2013 лифты вывели из зоны ответственности Ростехнадзора. Что это значит? Лифты в жилых домах перестали входить в состав опасных производственных объектов (ОПО), соответственно, государственный надзор за ними прекратился.
«Контроль над состоянием подъемников отдали на откуп саморегулируемых организаций, — уточняет Часовских. — Большинство из них созданы формально. А сейчас все тендеры на техобслуживание лифтов выигрывают те компании, которые предложат меньшую сумму. И это несмотря на то, что все давно убедились — низкая цена не означает качественное обслуживание. Итак, организация выигрывает конкурс, нагрузка на специалистов возрастает, однако денег за нее им платят все меньше».
Лифт заменили, люди остались
Н.О. Шполяренко работает начальником монтажного участка ООО «Вертикаль» и является официальным представителем Карачаровского механического завода в Самаре. «Лифт - такой же транспорт, как и машина, — говорит он. — Только двигается вертикально. Если бережно к нему относиться, то он может прослужить и дольше нормативного срока (25 лет. —Прим. авт.)».
Один из ярких примеров беспечного отношения к лифтам — это дом на ул. Ново-Садовой, 234 в Самаре. Во всех семи подъездах вандалы постоянно мусорили в лифтах, справляли там нужду, жгли кнопки, царапали стены, прыгали в кабине во время движения, а два лифта и вовсе подожгли.
«Уже не было сил терпеть это безобразие, — говорит председатель ТСЖ ул. Ново-Садовой,234 А.С. Аманова. — Два года назад мы на общем собрании собственников решили создать ТСЖ. Заменить один сгоревший лифт и починить другой нам помогла наша обслуживающая организация «СамараТехлифт». А мы, в свою очередь, установили камеры и быстро отучили хулиганов портить общее имущество».
В доме на ул. XXII партсъезда, 10 в прошлом году поставили новое лифтовое оборудование. Подъемник заменили, но люди-то остались прежние. «За тридцать лет, что я здесь живу, большинство повреждений было из-за того, что лифт используют не по назначению, — рассказывает председатель совета дома Л.Г. Полозникова. — К примеру, через месяц, как нам поставили новый, я обнаружила вмятины на двери кабины. Оказалось, в одной из квартир был ремонт, и весь мусор они спускали вниз на лифте. Пришлось чинить. Благо, у нас хороший механик от обслуживающей организации».
Оценка соответствия
Раз в год (в течение гарантийного срока службы лифта, то есть 25 лет) состояние лифтового оборудования в доме оценивают независимые эксперты. С последними заключают договор УК и ТСЖ. «Мы работаем с инженерным центром «Экспертиза, диагностика, освидетельствование» (далее ИЦ «ЭДО». — Прим. авт.), — говорит технический директор ООО «ЖКС» А.В. Козлов. — Они занимались осмотром лифтового оборудования в доме на ул. XXII партсъезда, 10. Благодаря своевременному выполнению их рекомендаций лифт прослужил дольше нормативного срока».
По истечении 25 лет работы лифта проводится диагностика, и тогда срок эксплуатации продлевается в зависимости от результата. По словам сотрудников ИЦ «ЭДО», накануне их визита обслуживающие компании приводят лифты в порядок. «Но недочеты все равно встречаются, — рассказывает начальник лифтового отдела ИЦ «ЭДО» С.А. Стефанюк. — Например, перегоревшие лампочки. Есть и такие нарушения, которые могут привести к несчастным случаям. О них мы сразу сообщаем владельцу и эксплуатирующей организации».
Несмотря на угрозу жизни, некоторые продолжают эксплуатировать неисправный лифт. «Не у всех владельцев есть понимание, для чего нужны эти проверки, — говорит Стефнюк. — Некоторые относятся к ним как к навязанной услуге. Есть и такие, кто не проводил оценку соответствия два-три года».
Символический штраф
Если ИЦ проводят диагностику по приглашению, то Ростехнадзор действует по заявлению граждан, которое рассматривается в 30-дневный срок. «Мы проводим проверки совместно с прокуратурой по жалобам жителей при условии, что лифт угрожает жизни и здоровью людей, — объясняет И.Н. Кузнецов. — Также мы можем провести проверку подъемников на этапе запуска и эксплуатации, правда, в соответствии с планом, то есть раз в три года».
В прошлом году инспекторы Ростехнадзора провели в Самарской области 107 плановых и 47 внеплановых проверок. Всего осмотрели 600 лифтов. «Нарушения выявлялись, однако к административной ответственности мы можем привлечь только через суд, — говорит Кузнецов. — Штрафы небольшие. Для должностного лица — 1 тысяча рублей, для юридического — 10 тысяч».
За минувший год таким образом наказали лишь четырех владельцев лифтов.
Программа капремонта
Представители НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» рассказывают, что собственники домов часто меняют вид работ. В последнее время они все больше предпочитают направить деньги на замену лифта, нежели ремонт фасада.
«Раньше с лифтом у нас были сплошные проблемы, мы постоянно вызывали дежурного, — рассказывает старшая по первому подъезду дома на пр. Ленина, 10 в Новокуйбышевске В.П. Ущанская. — Лифт то останавливался, то вместо первого этажа вез на пятый. В общем, подняться или спуститься на нем было целым приключением».
В июле 2015-го в доме началась замена лифтов по программе капремонта. Во всех шести подъездах 9-этажного дома установили энергоэффективное бесшумное оборудование, отремонтировали машинные помещения, заменили кабины.
«Раньше в машинном отделении стояли большие шкафы с автоматами, они были очень шумные, — рассказал ведущий инженер технического надзора службы заказчика Фонда капитального ремонта
Д.Е. Борин. — Сейчас оборудование гораздо компактнее и бесшумнее».
Замена лифтового оборудования обошлась в 12 млн рублей.
Региональная программа капитального ремонта МКД рассчитана вплоть до 2043 года. «На 2016 год капремонт запланирован в 1908 МКД, — сообщил замминистра энергетики и ЖКХ Самарской области С.А. Ульянкин. — Ремонт или замена лифтового оборудования пройдет в 94 домах губернии».
В рамках капремонта программы в Самаре за 2014 и 2015 годы была произведена замена лифтов в 51 доме. В 2016 году поставят новые комплексы еще 64 домах. Всего это 520 лифтов.
В областном центре действует и целевая программа по замене лифтов. В ее рамках с 2003 года в столице губернии поставили 542 лифта. Еще 110 заменили из средств фонда содействия реформирования ЖКХ. «В Самаре 10184 МКД, из них в 2245 есть лифты, — сообщает замруководителя управления эксплуатации ЖКХ департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары Б.Ю. Корчуганов. — Всего в жилых зданиях города 6045 подъемников».
«С каждым годом состояние лифтового оборудования становится все хуже, и без вложений лифты просто не смогут нормально эксплуатироваться, — отмечает С.А. Стефанюк. — Да, обновление парка идет, но его объемы все еще малы».
Причина невысоких темпов — в высокой стоимости оборудования. Один подъемник обходится в 1,8 млн рублей, грузопассажирская кабина стоит 2,5 млн рублей.
Тонкая настройка
Замена лифта занимает около трех недель. Работы начинаются в шахте. Сначала разбирают стены старой кабины, от нее остается лишь каркас, потолок и пол.
«Сперва мы проверяем направляющие - по ним ездит лифт, — рассказывает Н.О. Шполяренко. — Затем меняем проводку, устанавливаем датчики, в том числе и те, которые позволяют кабине останавливаться на нужном уровне. Такие датчики стоят на каждом этаже».
Затем проводятся работы по замене оборудования в машинном отделении: ставят новую, более миниатюрную станцию управления и компактную лебедку, которая выдерживает полтонны, меняют тросы и лифт.
«Сама кабина держится на трех тросах, — продолжает эксперт. — К слову, один трос выдерживает нагрузку в полтонны. Три троса необходимы для безопасности жителей. Помимо этого, сбоку есть специальный трос — ограничитель скорости. Если скорость лифта на 30% превышает скорость в 1 метр в секунду, то лифт остановится. Также сработают и специальные ловители, установленные внизу кабины».
Перед вводом в эксплуатацию лифта проходят проверки. «Эксперты проверяют зазоры по шахте, датчики, выключатели, — поясняет Шполяренко. — Они следят за тем, чтобы срабатывала система безопасности, например, чтобы дверь открылась, когда лифт остановился на этаже, или не открылась, если кабина на другом уровне либо еще едет. Они выписывают замечания, а мы, монтажная организация, их устраняем. Чаще всего они касаются регулировки датчиков остановки, чтобы кабина не останавливалась выше или ниже заданного этажа. Бывают и мелкие недочеты — что-то покрасить или кнопочку поменять. После проверки выполнения замечаний оформляются документы для ввода лифта в эксплуатацию».
Ответственная работа
Установить лифт, настроить его и ввести в эксплуатацию - дело ответственное. Однако не менее важно и грамотно обслуживать подъемники. В советское время на одного лифтера приходилось не более 20 лифтов. Теперь, когда за техобслуживание отвечают саморегулируемые организации, на одного механика приходится несколько десятков подъемников. Нагрузка большая, ответственность серьезная, вплоть до уголовной. На такой работе не должно быть людей «с улицы». «У нас высококвалифицированный персонал, — ручается за своих сотрудников директор ЗАО «Самаралифт» Р.Ф. Даутов. — Специалисты проходят обучение в спецучреждениях, кроме того, мы дополнительно обучаем их на своей базе, а также отправляем на курсы повышения квалификации. Каждый месяц работу механиков проверяет наша группа производственного контроля».
У «Самаралифта» на обслуживании 1233 лифта, из них 838 отработали более 25 лет, в том числе 520 — более 35 лет. Р.Ф. Даутов убежден: лифт необходимо менять сразу по истечении нормативного срока. «Если завод-изготовитель дает гарантию на 25 лет, то почему мы должны давать больше? — рассуждает директор. — У каждого лифта есть паспорт, там прописан год изготовления и год его ввода в эксплуатацию. Ремонт не означает, что лифт стал новым. Механизмы же не молодеют».
У «Самаралифта» есть своя аварийная служба, ремонтная мастерская, где изготавливают или чинят детали для подъемников. А еще диспетчерская — небольшая комната с четырьмя мониторами: один на столе, три на стене. На них виден каждый лифт и его состояние в настоящий момент: едет, остановился, застрял, не закрываются двери и так далее. Сюда же выведена прямая связь из кабин лифтов, чтобы застрявший в подъемнике пассажир мог связаться с диспетчером.
Нужны фиксированные тарифы
Безопасность лифта зависит от множества факторов. Один из главных - наличие грамотных специалистов. Но их становится все меньше. Оплата труда несоизмерима предлагаемым условиям и сложности работы. Эксперты предлагают отложить внесение изменений в Уголовный кодекс, касающиеся увеличения ответственности за некачественное обслуживание лифтов. По их мнению, нужны четкие правила эксплуатации подъемников в жилых домах, а также порядок учета и их регистрации в Ростехнадзоре.
«Были раньше и ГОСТы, и нормативные документы, сейчас же они все имеют рекомендательный характер, — говорит Р.Ф. Даутов. — Именно поэтому появилось много фирм-однодневок, которые не имеют ни производственной базы, ни персонала. Они заключают договор, снижая предельную (минимально необходимую. — Прим. авт.) стоимость обслуживания».
«Вопрос о состоянии лифтового хозяйства поднимается каждый год, — сетует В.И. Часовских. — Сколько еще людей должно погибнуть, чтобы наконец были приняты четкие нормативы и приведены в соответствие документы, которыми будут руководствоваться и жители, и органы власти, и частные организации?».
Сейчас цена за техобслуживание и ремонт лифтового оборудования доходит до 1,75 рубля за квадратный метр. То есть с квартиры площадью 50 кв. метров нужно заплатить 87,5 рубля. Спецорганизации предлагают поднять цену до 3 рублей.
«Установить стоимость можно какую угодно. Вопрос в том, сможет ли собственник оплачивать ее в свете постоянно растущих тарифов за ЖКУ, — говорит В.И. Часовских. — Лифты, как и газовое оборудование или инженерные системы, являются источником повышенной опасности. Порядок во всех сферах будет только тогда, когда будет осуществляться государственный контроль и надзор».
Источник: «Волжская коммуна»