- Главная
- СМИ о Фонде
- Проблема тяжелая на подъем
Проблема тяжелая на подъем
В Самаре началась масштабная проверка состояния лифтов в высотных жилых домах, всего планируют осмотреть 12 тысяч подъемников. Кто в ответе за их состояние? Об этом рассуждали эксперты на «круглом столе» в пресс-центре «Комсомолки».
Трагедия на Северо-Западе Москвы заставила всю страну вновь заговорить о состоянии подъемников в многоквартирных домах. Женщина разбилась, упав в шахту скоростного лифта с 7 этажа элитной высотки – пол кабинки просто оторвался при резкой остановке. 16 января в Тольятти двое мужчин упали в шахту лифта с 4 этажа. К счастью, пострадавшие остались живы. Кабины лифтов горят, бьют током, падают, а чаще – вовсе не работают… С кого спросить?
— В конечном счете, с самих жильцов дома. Собственники квартир доверяют управление домом УК или ТСЖ, а те, в свою очередь, выбирают обслуживающую организацию, — объясняет руководитель регионального центра общественного контроляЖКХ, председатель Комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских. — С 1997 года лифты исключили из числа опасных производственных объектов. Позже отменили аттестацию лифтеров, контроль над состоянием подъемников отдали на откуп саморегулируемых организаций, которым и лицензии получать на эти работы не нужно. Что имеем в итоге? УК выбирает компанию, которая предлагает самую наименьшую цену за обслуживание лифтов. Но низкая цена – не значит качественное обслуживание.
Сейчас в Самаре работает около двадцати таких организаций — по сути, никому не подотчетных.
Заместитель руководителя Средне-Волжского управления Ростехнадздора Игорь Кузнецов констатирует: лифты вывели из зоны их ответственности еще в 2013 году.
— Проверять подъемники на этапе запуска и эксплуатации мы можем, но строго по плану (один раз в три года), либо совместно с прокуратурой по жалобам горожан, если лифт угрожает жизни и здоровью людей, — отмечает Игорь Николаевич.
В 2015 году инспекторы Ростехнадзора провели в Самарской области 107 плановых и 47 внеплановых проверок, из них 8 по обращению граждан. Всего осмотрели 600 лифтов.
Только в Тольятти и Сызрани выявили 217 нарушений. Однако наказать виновных по сегодняшним законам сложно – через суд, который всего-то и выпишет должностным лицам штраф по тысяче рублей, юридическим – в десять раз больше. За год таких штрафников в области четверо.
— Тысяча рублей – цена человеческой жизни! — подчеркивает Виктор Часовских. – Я считаю, что лифтовое хозяйство срочно нужно возвращать под государственный контроль!
Официальных требований к обслуживающим организациям сегодня нет. ГОСТы носят рекомендательный характер. Получается, что техническое состояние лифтов зависит от принципов работы управляющих компаний. А как работают УК, мы все знаем не понаслышке. Например, УК обязаны застраховать своих жильцов от ЧП с лифтами, но такие полисы есть лишь у единиц.
Контролировать исполнение договорных отношений собственников жилья и УК должны в департаменте ЖКХ горадминистрации. Представители ведомства заверили на «круглом столе»: работа по замене и ремонту подъемников ведется.
— В Самаре 2 245 многоквартирных дома оборудованы лифтами. Всего по нашим данным выходит больше шести тысяч подъемников, половина из которых давно отслужили свой срок, — озвучил статистику замруководителя управления эксплуатации ЖКХ Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара Богдан Корчуганов.
С 2003 года в рамках Целевой программы в Самаре заменены 542 лифта. Еще 110 заменили из средств фонда содействия реформирования ЖКХ по 185 ФЗ.
В прошлом году к решению проблемы подключился региональный оператор по капитальному ремонту домов: заменили в Самаре 16 лифтов, запланировали обновить в этом году еще 26.
— Если говорить обо всей области, цифры больше, — рассказал руководитель службы заказчика НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» СергейЛеонтьев. – Ремонт и замена лифтового оборудования произведены в 22 домах региона, на 2016 году в планах заменить подъемники в 94 домах. Поставить новые лифты в область согласился производитель – Карачаевский завод. Отрадно, что собственники домов реально оценивают ситуацию и часто на общих собраниях отказываются от ремонта фасадов, перенаправляя деньги на замену лифтов.
Нужно отметить, что замена лифта – дорогое «удовольствие». Один подъемный комплекс обойдется собственникам жилья в 1,8 млн рублей, грузопассажирская кабина и того дороже – порядка 2,5 млн рублей.
ВОПРОС РЕБРОМ
Как часто должны проверять состояние лифтов?
— По нормам безопасности один раз в три дня лифт должен осматривать механик. Раз в месяц подъемник более тщательно исследуют два механика, — объяснил Виктор Часовских. — И раз в год состояние лифта оценивают независимые эксперты. Однако каждая обслуживающая организация вправе самостоятельно планировать такие осмотры. И здесь все зависит от заказчика работ – Управляющей компании и от профессионализма и качества подготовки специалистов подрядной организации.
Источник: Комсомольская правда